Самостоятельность школьников
45496
273
Навеяно топиком про "классных"...

Ребенок идет в школу... Или ребенка ведут (везут) в школу? Какой вариант более правилен? Когда я начал учиться - в середине восьмидесятых - весь наш класс добирался самостоятельно (т.н. "нулевички" - всем по шесть лет). Никого не привозили на занятия и не забирали после окончания. Кто-то жил рядом, кто-то за одну-две-пять остановок от школы... После уроков вполне нормально было пойти гулять (не обязательно с однокласниками). Сейчас ситуация другая - родители сопровождают детей в школу/из школы не только в первом, но и во втором, третьем классе... Меня это несколько удивляет (в третьем классе в одиночку ездил "к бабушке в деревню" - ночь в поезде), но, видимо, для большинства это стало нормой. Криминогенную обстановку прошу не упоминать - когда разваливался СССР, она была не лучше.

С домашними заданиями было немного хуже - самостоятельно их выполняли единицы, большинство пользовались помощью родителей. Причем часто на уровне "папа решает, а Вася сдает".

В старших классах приходилось пинать классного руководителя для того, чтобы решить какие-то общие проблемы или, к примеру, устроить дискотеку.

Это мои воспоминания. По первому пункту я ситуацию чуть чуть вижу, по двум другим - нет. Поделитесь своими наблюдениями, у кого имеются...
MIST
Подруге моей дочери (им по 16 лет) мама разрешила автостопом доехать до Москвы. Я бы на такое решилась только в одном случае - если бы стала Бэтменом или привидением, и незримо сопровождала ее в дороге.
MIST
1) Мне кажется, в первый класс все же лучше водить, особенно, если достаточно далеко или есть большие дороги, которые надо переходить... А потом... уж как ребенку захочется и какие возможности у родителей.
Криминогенную обстановку прошу не упоминать - когда разваливался СССР, она была не лучше.
Кстати, мне кажется, наши родители проще относились к обстановке, потому что сами выросли в относительно спокойных условиях и не успели "проникнуться" обстоятельствами... А мы-то уже "дети перестройки"!!! А потом, что не говорите, но знали в то время меньше о преступлениях... да и ОТМОРОЗКОВ меньше было!

2) Я уроки сама всю жизнь делала... и ребенок тоже сам делает, только вот котролировать тоже надо. Например, устные (биология, история и т.п.) мой сын норовит даже не читать, типа с урока все помнит, поэтому вечером иногда "врубаю дурака" типа совсем не помню, что мы по этим предметам проходили, поэтому "Давай вместе параграф прочитаем? Ты мне напомнишь все" :ухмылка: Так сказать вроде и сам, но и под присмотром... Русский язык часто просит помочь делать, но помогаю только в том случае, если уже сделал по-своему, а я уже только проверяю, если ошибки, то лезем в учебник смотрим правила и т.д. Мне кажется совсем отмахиваться не правильно, но и выполнять за ребенка задания тоже нельзя. Пусть уж лучше ниже оценку получит... тем более умный учитель обратит внимание, что дети чего-то не допоняли и повторит момент... Мне нужны знания у ребенка, а не оценки!

3) Пока наблюдалась обратная ситуация... Классная им предлагала устроить праздник. а дети говорили не надо... В нашем классе все какие-то инертные дети :шок: Вот в старой школе, были активисты! С удовольствием проводили время вместе... м.б. возраст сейчас такой? 12-13 лет... но им как-то НИЧЕГО не надо... один раз даже классная дама жаловалась на это... :хммм:
==Мне кажется, в первый класс все же лучше водить, особенно, если достаточно далеко или есть большие дороги, которые надо переходить==

Имхо, это то же самое, что сопровождение ребенка на прогулке... Хорошо помню, как мы в семь лет посмеивались над мальчиком, которого в семь лет "выгуливали" то мама, то бабушка...

==Я уроки сама всю жизнь делала... и ребенок тоже сам делает, только вот котролировать тоже надо==

Я тоже думаю, что так и должно быть, только процесс контроля в каждом случае разный...

=="Давай вместе параграф прочитаем? Ты мне напомнишь все"==

Наивный вы человек :ухмылка: Дети не глупы, поэтому такую ложь видят сразу... "Вместе" зачастую действительно проще учить - когда рааасказываешь, лучше запоминаешь, но, может быть, нужно называть вещи своими именами?

==Классная им предлагала устроить праздник. а дети говорили не надо...==

Помню я "праздники", которые нам придумывала классная... Чаепития всякие, плакаты (редко, правда)... Пожилая она была и совковый подход был слишком очевиден. Ну не понимала она наших желаний, не повезло, видимо... К тому же была привычка ходить по домам учеников... Ужас :ухмылка:

Кстати, на родительские собрания мои родители не ходили примерно с пятого класса. Нет, иногда порывались, но неизменно получали ответ: "Не фиг вам там делать!" Ибо я до сих пор уверен: родительские собрания не могут принести ничего хорошего ученику. Готов спорить.
MIST
Имхо, это то же самое, что сопровождение ребенка на прогулке... Хорошо помню, как мы в семь лет посмеивались над мальчиком, которого в семь лет "выгуливали" то мама, то бабушка...
Вы видимо всю жизнь прожили в Академе:улыб:Гулять во дворе и идти в школу (на кружок и т.п.) разные вещи... А у вас есть ребенок, кстати?

=="Давай вместе параграф прочитаем? Ты мне напомнишь все"==

Наивный вы человек Дети не глупы, поэтому такую ложь видят сразу...
Я, видать, хорошая артистка:улыб:На самом деле, например, английские тексты он просит прямым текстом помочь учить... а вот не любимые предметы, особенно, где учить не надо, сам или со мной просто так читать не хочет...:хммм:Поэтому военные хитрости и изобретаются... Да честно говоря про бактерий и я вправду мало чего помнила.

А на родительские собрания все же ходить надо! Там решаются всяческие проблемы, например, финансовые... а то потом начинают родители, кого не было, разборки разные... так приходили бы и говорили на собрании! И еще... оценки, как узнавать? Ходить по всем учителям отдельно и отвлекать их? Вы не пробывали в школе работать? Так вот учителя тоже люди :улыб:
Наша классная каждую неделю собирала дневники и проставляла в них все оценки по всем предметам из журнала. И требовала, чтобы ей показывали роспись родителей на той же странице. Договоритесь со своей об этом на родительском собрании. Она может делать это не сама, а с помощью старосты класса, например. Проверяя выборочно...
==Вы видимо всю жизнь прожили в Академе==

Я всю жизнь мечтал жить в Академе...

==Гулять во дворе и идти в школу (на кружок и т.п.) разные вещи...==

Во дворе я гулял в пять лет... Когда пошел в школу (примерно полторы остановки, поэтому ходил пешком), поле "гуляния" сильно расширилось:улыб:
==А у вас есть ребенок, кстати?==

Нету:улыб:И в ближайше время не планируется.

==Там решаются всяческие проблемы, например, финансовые...==

Пришел ребенок, сказал: "Мама, надо сто рублей для школы". В чем проблема?

==И еще... оценки, как узнавать?==

НИКАК!!! Именно в этом и состоит идиотизм родительских собраний. Оценки нужно спрашивать нужно у ребенка, захочет - скажет. Вспоминаю журанл нашей астрономички - напротив моей фамилии стояло примерно следующее: Н Н Н 1 1 Н 1 Н Н Н 1 Н... Т.е., я на астрономии практически не появлялся, а если и приходил, то без "домашки". В итоге - четыре за полугодие. Что хорошего принес бы поход родителей на собрание? Моя мать на последнем звонке прошлась по учителям, узнала как я учился в течение последнего полугодия и устроила скандал... Аргументы в виде оценок, пошедших в аттестат никого не волновали. Это и есть самостоятельность - способность учиться без контроля родителей. Скажу больше, чем меньше контроль родителей, тем больше школьник контроллирует себя сам...
MIST
Вы наверное дизайнер?
Нет, я не дизайнер, что бы вы ни понимали под этим словом - настояшего дизайнера или художника-оформителя-разработчика-этикеток :ухмылка: А что, у дизайнеров какое-то особенное понимание самостоятельности тинейджера?
==Я бы на такое решилась только в одном случае - если бы стала Бэтменом или привидением, и незримо сопровождала ее в дороге==

Когда я учился на первом курсе, большей части моих одногруппников было по шестнадцать, часть из них жили в общаге или снимали комнаты. Естественно, и домой в разные города ездили самостоятельно. Не автостоп, конечно, но всяких электричек и междугородных автобусов предостаточно...
MIST
Именно в этом и состоит идиотизм родительских собраний. Оценки нужно спрашивать нужно у ребенка, захочет - скажет
Это точно. Мои родители с пятого класса начиная не были ни на одном собрании, разве что на заключительном годовом - когда "слонов" раздавали :бебе:Оценки четвертные я им говорила - этого было достаточно. Правда, я всегда была отличницей - может, по этому и не волновались :ха-ха!:
MIST
дизайнеры любят рассуждать на темы, мало им знакомые
чему на этом форуме - тьма доказательств
Текила
Самое забавное, что большенство родителей все-таки хотят быть в курсе дела, как учится ребенок, другое дело, КАКИМ образом это выяснить.... Кстати, МИСТ, интересно, а как же вышла 4 по астрономии???
Я например, всегда точно могу определить адекватно учитель оценивает ЗНАНИЯ моего ребенка по предмету или нет (причин м.б. куча ПОЧЕМУ), и все же ориентируюсь на них. Я работала в школе и точно знаю, часто дети, у которых родители вообще не ходили в школу, не интересовались их учебой, в 6-8 классах начинали "съезжать" по учебе... А еще детям, кстати, тоже хочется, чтобы родители порадывались их успехам :улыб:
Я не в коем случае не призываю других воспитывать своих детей, как это делаю я. Даже спорить не хочу... одно знаю четко - люди, у которых еще нет детей, всегда знаю, КАК правильно воспитывать их... Только многие ли из них потом следуют своим же советам? Я точно знаю, что должна быть в курсе дел своего ребенка, потому что, к сожалению, знаю случае, когда родители предоставляли большую самостоятельность ребенку, а потом последние попадали в различные неприятные истории, и плохое оканчание школы не самое страшное... Да, надо воспитывать самостоятельность но для каждого возраста степень ее разная...
А еще, наверное, это несколько эгоистично, но я ОЧЕНЬ боюсь за своего рбенка, поэтому для собственного спокойствия предпочитаю знать ГДЕ он и с КЕМ. У меня у соседки по дому 5 лет назад машина сбила 7-летнюю дочку, когда она возращалась из школы... и поверьте, ей не стало легче, что водителя посадили... Машеньку уже не вернешь :хммм:А еще у одной сын 15-летний повесился, потому что его в школе обвинили в том, что он украл кошелек, на род. собрании, которое было в этот же день, родители бы узнали об этой ситуации и что вор найден, Славка же не перенес этого обвинения, написал записку родителям, что ему стыдно, что его в этом заподозрили, видимо под самое утро решил для себя, что выхода нет... вот так!
Я точно знаю, что должна быть в курсе дел своего ребенка, потому что, к сожалению, знаю случае, когда родители предоставляли большую самостоятельность ребенку, а потом последние попадали в различные неприятные истории, и плохое оканчание школы не самое страшное...
Ну елы-палы... может, у меня неправильные родители? :ха-ха!:
Брат год назад закончил школу, к нему тоже лет пять никто на собрания не ходил, у родителей позиция была такая: ругать его бесполезно за плохую учебу, не маленький, понимает, что если учиться не будет - не поступит никуда, пойдет в армию со всеми вытекающими... как живут люди, не получившие образования - он насмотрелся, благо, таких в нашем доме было немало :бебе:И сработало! занимался на курсах, ходил к репетитору два года - закончил школу прилично, поступил на ЭФ НГУ :бебе:
Так что нечего на собраниях делать! выслушивать, что "ваша девочка" (отличница) "моего мальчика" (двоечника) отвлекает и не дает заниматься (и т.д. и т.п.)?
==МИСТ, интересно, а как же вышла 4 по астрономии???==

Ну не во всех же школах ставят итоговые отметки за посещаемость или выполнение домашних заданий... Иногда и знания оценивают:улыб:Честно говоря, точно не помню как получил четверку, скорее всего по "студенческому" методу. Зато хорошо помню, как получил итоговую "пять" по экономике - был на ней три раза за полугодие, один раз на игре, один - на каком-то опросе-семинаре и один - на контрольной. В итоге три пятерки и куча "Н"ок (экономику я не знаю, так получилось :)). В итоге картина: экономичка смотрит в журнал, поднимает глаза и спрашивает: "Ну и что тебе ставить?!!" Естественный ответ: "Конечно, пятерку!" вызвал длинное откровение на тему того, как нужно относиться к учебе. Сильно запомнилась фраза: "Знаешь, с чего начинается совещание в учительской? Кто-нибудь входит и произносит: "Этот гад..."" Никогда не думал, что злостный прогульщик может быть настолько заметен в большой школе :ухмылка:

==точно знаю, часто дети, у которых родители вообще не ходили в школу, не интересовались их учебой, в 6-8 классах начинали "съезжать" по учебе...==

И я это знаю. По себе... В аттестате за девятый класс - девять троек. В старших классах все поменялось, т.к. я знал, что помощи ждать неоткуда и оценки нужно зарабатывать самостоятельно (я намеренно не говорю "зарабатывать знания" - это разные вещи). И мне кажется, что привычка к контролю привела бы в 10-11 классах к плачевным результатам - ибо помощь на таком уровне родители уже не окажут, интеграл - это вам не два на два помножить...

==А еще детям, кстати, тоже хочется, чтобы родители порадывались их успехам==

Если ребенок хочет, чтобы о его успехах знали родители, он о них сам расскажет.

==сожалению, знаю случае, когда родители предоставляли большую самостоятельность ребенку, а потом последние попадали в различные неприятные истории==

Я сильно ошибусь, если скажу, что среди детей, которых очень сильно опекают родители, весьма немаленький процент наркоманов (не говоря уже о побегах из дома)?

==надо воспитывать самостоятельность==

Имхо, самостоятельность как раз не воспитаешь - так же, как в холодильнике не вскипятишь воду...

==у соседки по дому 5 лет назад машина сбила 7-летнюю дочку, когда она возращалась из школы==

А если бы дочке было 37 и она возвращалась бы с работы?..

==А еще у одной сын 15-летний повесился, потому что его в школе обвинили в том, что он украл кошелек==

А вот это как раз и говорит о неумении жить в реальном мире... Я в свое время тоже резал вены, после недели житья черт знает где после того, как меня выгнала из дома собственная мать :ухмылка: Тогда ситуация действительно казалась безвыходной, но хватило же ума сказать: "Да пошли вы все!" и начать выкручиваться из ситуации...
==дизайнеры любят рассуждать на темы, мало им знакомые==

Т.е. вы таким образом хотите сказать, что я не учился в школе (как и мои друзья), что в школе не учатся дети моих родственников и друзей? :ухмылка: Лучше поделитесь наблюдениями, если таковые имеются, и воспоминаниями, если таковые остались...
Текила
Родственная душа:улыб:Кстати, родители ваши мне кажутся более "правильными", чем мои...
MIST
я хочу сказать, что не стоит давать советов по воспитанию детей, если у самого их нет
По поводу воспитания - это вам в "Дети и родители". Этот топик создан потому, что мне интересна динамика понижения самостоятельности школьников разных поколений, факторы, влияющие на это, а также мнения любых людей по этому поводу. Скажу честно, статистика интересна больше, чем мнения...
Это еще почему?
Все мы были детьми и, как ворослые уже люди, знаем, что в отношении к нам в то время наших родителей нам хотелось бы видеть по другому.
MIST
какая же интресно может быть статистика, отражающая "понижение самостоятельности"?
Крыска
==знаем, что в отношении к нам в то время наших родителей нам хотелось бы видеть по другому==

Это теория:улыб:Часть из того, что нам не нравилось тогда, мы будем проделывать сами. Я, например, уверен, что оценки собственных детей знать буду независимо от их желаний :ухмылка: С другой стороны, не факт, что буду вставлять пистоны...
Я говорю о полной независимости от родителей во время обучения - конец восьмидесятых-начало девяностых.

Ирэн толкует о том, что отпустить дочь в путешествие автостопом для нее абсолютно невозможно - настоящее время.

AnaBel утверждает, что контроллировать обучение необходимо, также как необходимо сопровождать ребенка в школу хотя бы в первых классах - настояше время.

Крыска упоминает о возможности неполного дистанционного контроля - восьмидесятые(?).

Текила не сомневается в достаточности самоконтроля школьника - конец восьмидесятых-начало девяностых(?).

ЗЫ. Вы, наверное, дизайнер? :ухмылка:
MIST
> Крыска упоминает о возможности неполного дистанционного контроля

О, да в наше время с его интернет-технологиями можно и полный дистанционный контроль организовать, было бы желание...
Пусть бы родители ходили на сайт школы, и смотрели оценки своего чада, и вели переписку с преподавателями.

Щас навалятся наши учителя - типа что, у нас работы мало???
ИМХО, ответить на почту займет гораздо меньше времени, чем на личную беседу с каждым родителем...
===какая же интресно может быть статистика, отражающая "понижение самостоятельности"? ===

Я думаю - прямо пропорциональная количеству транспорта. Для меня в десять лет не было "недоступных" перекрестков. Моя десятилетняя дочь не может пешком пройти две остановки до бассейна, поскольку на пути два абсолютно "непроходимых" для ребенка перекрестка - Российская-Демакова и Российская -Кутателадзе. И все! Самостоятельность кончилась, поскольку в некоторые кружки и проч ее элементарно надо транспортировать. Я уж не говорю, что ряд ее одноклассников живет в других зонах городка и Бердске. То что для меня в их возрасте не было проблемой - для них теперь проблема. И для меня тоже! Не поверите - ну по пять минут не могу Российскую перейти...